Gitaristu.ru
Аккорды Табулатура Начинающим Мастер-класс Софт Видео Форум Блог
Новости Анонсы Гитары Гитаристы Статьи Аватарки Минусовки
Читать в твиттере RSS
Поиск


Популярные подборы




Настройка гитары

Новые комментарии






Реклама
Главная > Статьи > Техника игры

Флажолеты



Флажолеты

Введение

Проблема.

Натуральный флажолетЯ начну с описания проблемы, с которой я столкнулся, а затем предложу ее решение. Проблема, снова, отсутствие полезной и понятной информации по определенной гитарной технике: флажолет. Все существующие уроки рассматривают игру флажолетом несколько односторонне, никто не дает общей картины. Как можно полностью понять, что такое флажолет, узнав только один аспект этой техники. Например, какая польза от того, что вы знаете прием «искусственный флажолет», если вы не понимаете всей концепции «флажолет»?

Решение проблемы

В этом уроке я попытаюсь объяснить концепцию игры флажолетом и все ее разновидности. С этой целью я буду использовать информацию, которая уже есть в существующих уроках; я буду представлять ее в логическом порядке для того, чтобы всем стало ясно, что же такое флажолет, и как использовать его в игре.

Что такое флажолет?

Для полного понимания концепции флажолета, следует начать с объяснения, что такое гармония. Немного музыкальной теории, вы можете опустить эту часть, если вам не нравится, но я советую все же, прочитать ее; это значительно облегчит понимание дальнейшего материала.

Флажолет = звуковые волны:

Как вы знаете, звук состоит из звуковых волн. (Логично, не правда ли?) Гитара звучит, потому что струны вибрируют и производят волны, т.е. звук. Но гитарная струна (как и всякая другая струна) на просто производит волну. Звуковая волна состоит из нескольких волн с разной частотой; наложение этих волн разной частоты в сумме дает звук, который мы слышим. Это означает, что когда вы ударяете струну, вы слышите один тон, но на самом деле звучит несколько тонов одновременно.

Я попробую объяснить это с помощью рисунка. На рисунке вы видите вибрирующую шестую струну. На рисунке показано несколько колебаний, я объясню, что это означает.

флажолеты

Первое изобржение – это струна, вибрирующая между верхним и нижним порожками. Максимальная амплитуда посередине (это означает, что движение струны вверх-вниз самое большое посередине). Вы также видите, что струна совсем не вибрирует на порожках, естественно, ведь они держат ее!

Изображение посередине показывает вибрацию той же струны, но по-другому. В этот раз максимальная амплитуда не посередине, а в двух точках струны. А посередине струны вибрации нет совсем! Далее мы будем называть эти точки «узлами». Они очень важны, так что запомните! Узел – это точка, в которой нет вибрации струны. По обеим сторонам узла струна вибрирует, поэтому мы слышим звук.

На нижней картинке показана та же струна, но вибрирующая уже по-другому. На этот раз у нас два узла, и частота вибрации струны тоже другая. Мы имеем одну струну, вибрирующую на трех разных частотах! И есть еще много частот, которых нет на рисунке! Вы, наверное, задаетесь вопросом: что это значит? Я сейчас все объясню!

Как я уже говорил, звук, извлекаемый на гитаре, состоит из нескольких тонов, звучащих одновременно, потому что струна вибрирует на нескольких частотах. Сумма этих частот дает звук, который вы слышите. Все эти частоты называются обертонами. Для того, чтобы избежать путаницы с терминологией, договоримся, что флажолетом мы будем называть и прием игры обертоном, и сам звук обертон.

На первой картинке вверху показан основной флажолет. На струне два узла, по концам струны. Струна вибрирует между ними. Основной – самый важный, потому что он дает точную ноту струны соответствующего строя гитары (в нашем примере ми). Мы слышим только ее, потому что основной флажолет сильнее, чем первый, второй и последующие. Основной флажолет, по факту является основой ноты, которую мы слышим: он определяет высоту звучания ноты. Мы назовем его доминирующим.

На второй картинке показан первый флажолет: в этот раз посередине струны имеется узел, разделяющий ее на две равные части; струна при этом вибрирует на более высокой частоте, чем основной обертон. Поэтому, струна издает звук выше (на октаву), который мы не слышим, потому что он подавляется доминирующим флажолетом. Нижняя картинка – второй флажолет: опять, частота вибрации струны выше, поэтому звук выше. Есть еще флажолеты: третьи, четвертые, на каждой из них частоты вибрации выше, что добавляет к основной ноте определенный процент более высокого тона. Именно поэтому струна гитары звучит по-другому, чем струна фортепиано или арфы. В каждой струне доля звука, добавляемого каждым флажолетом разная: одна и та же нота, взятая на разных инструментах, звучит по-разному. (Это называется «тембром» инструмента.)

Воспроизведение флажолетов

Теперь я объясню, как извлечь едва уловимый звук флажолета (который мы не слышим), вместо извлечения основной ноты струны.

Весь трюк в том, чтобы «отменить» вибрации, которые мы не хотим слышать, чтобы добиться желаемого звука. Это означает, что мы услышим звучание флажолетов, если приглушим доминирующую ноту. Проблема в том, чтобы приглушить только доминирующую вибрацию, а не всю струну, потому что тогда не будет вообще никакого звука! Теперь я попробую объяснить, как это сделать.

Помните «узлы»? В каждом гармоническом колебании есть некоторые точки, где совсем нет вибрации. Мы можем это использовать для глушения вибраций определенной частоты; фактически, это ключ к игре флажолетом!

Пример: на шестой струне мы попробуем извлечь первый флажолет, поэтому нам нужно приглушить основной тон. Как это сделать? Обратите внимание, что амплитуда основной вибрации максимальна посередине (прямо над 12 ладом), тогда как в первом флажолете эта точка является узлом, т.е. совсем не вибрирует. Если вы слегка коснетесь струны пальцем посередине 12 лада (не прижимайте ее, просто легкое касание), и ударите струну, основной тон не будет слышен. Просто логика, ваш палец приглушил струну в точке максимальной амплитуды вибрации! При этом, как вы слышали, есть слабый звук, похожий на звон колокольчика. Это и есть первый флажолет: он остался не приглушенным, потому что его колебания совсем не в том месте, где вы приглушили струну. Струна может вибрировать по обе стороны от вашего пальца, поэтому мы услышали флажолет!

ЗАМЕТКА: палец необходимо быстро снять сразу после того, как прозвучал флажолет, в противном случае вы его все-таки приглушите.

То, что мы только что сделали, очень просто: мы приглушили основную ноту, но позволили продолжаться вибрациям первого флажолета, поэтому его звук остался звучать. То же самое со вторым флажолетом: коснитесь струны на 7 и 19 ладах, ударьте струну, отпустите пальцы на грифе, вы слышите второй флажолет, потому что основной и первый вы приглушили. Точно также с остальными флажолетами!

Это что касается теории. Продолжим теперь с практическими аспектами игры флажолетом. Мы теперь знаем, что для того, чтобы сделать флажолет слышимым, нужно коснуться струны в нужном месте, где находится узел соответствующей вибрации. Теперь, вам, конечно, хочется узнать, как применить это знание в своей игре!

Я объясню, как играть флажолетом на практике, что такое натуральный флажолет и искусственный флажолет.

Натуральный флажолет

Что такое натуральный флажолет, вы уже знаете. Это извлечение звука-обертона на открытой струне, как в примерах, которые я давал. Мы извлекаем его легким касанием струны в нужном месте, приглушая определенные колебания, оставляя звучать флажолет. Где находятся эти узлы на каждой струне? Внизу рисунок, на котором показаны самые используемые натуральные флажолеты:

флажолеты

На верхнем рисунке показан доминирующий звук, который нас сейчас не интересует. На следующем рисунке показан первый флажолет, его узел находится на 12 ладу. Это означает, что для извлечения первого флажолета, вы слегка касаетесь струны на 12 ладу. Вы услышите ноту на одну октаву выше основного тона.

Для извлечения второго флажолета, необходимо коснуться струны на 7 или 19 ладах: звук, который вы услышите, будет на одну октаву выше, плюс квинта. (Не важно, если вы не знаете, что это значит, просто помните, что с каждым последующим флажолетом звук будет выше). Для извлечения 3-го флажолета есть две позиции: 5-й лад и 24 лад. Третий флажолет имеет еще один узел на 12-м ладу, но если вы коснетесь струны на 12-м ладу, вы не приглушите первый флажолет, поэтому третий не прозвучит.

Есть еще флажолеты, помимо показанных на рисунке, но они не распространены, потому что гораздо слабее. Трудно заставить их прозвучать, потому что звук слабый. Однако, на электрогитаре звук этих флажолетов можно усилить, используя усилитель и эффект дисторшн. Этим способом можно извлечь флажолеты на 4 ладу, немного ниже 3 лада, посередине 2-го и 3-го ладов, и более! Поэкспериментируйте, попробуйте извлечь больше флажолетов, используя дисторшн для их усиления.

Искусственные флажолеты

«Искусственные флажолеты» - на самом деле, не очень верное название, потому что они настолько же реальные, как натуральные. Есть только одно отличие: они играются не на открытых струнах, а на прижатых (левой рукой). Прижатие струны на определенном ладу ведет к изменению ее длины (поэтому звук прижатой струны и отличается от открытой струны); благодаря этому узлы флажолетов смещаются.

Это приводит к двум проблемам:

  1. Мы больше не знаем расположение этих узлов, поэтому не знаем где касаться струны для извлечения обертона.
  2. Даже если бы знали, как касаться струны, если левая рука занята прижатием струны на определенном ладу?

Для каждой из этих проблем есть решение. Сначала я объясню две техники касания струны правой рукой, для игры флажолетом. Это решает проблему номер 2. Затем я дам очень простой ответ на вопрос номер 1.

Техника правой руки: щипок

Допустим, вы прижимаете третью струну на пятом ладу, я выбираю произвольную струну, потому что искусственные флажолеты можно играть в любой позиции! Будем считать, что вы знаете где располагается узел первого флажолета (он должен быть посередине между пятым ладом и нижним порожком). Вот что мы должны сделать для того, чтобы сыграть флажолет, пошагово:

  • Расположите медиатор прямо над узлом. Ваш медиатор, зажатый между указательным и большим пальцами, должен выступать от пальцев только на несколько миллиметров
  • Выполните удар медиатором вниз

Продолжая движение медиатором, легко коснитесь струны (в нужном месте!) большим пальцем. Это самая сложная часть данной техники: вы бьете струну, а затем, сразу за движением медиатора, касаетесь струны большим пальцем для того, чтобы приглушить основной тон.

ЗАМЕТКА: снова, касание должно быть легким и кратковременным, не задерживайте палец на струне, иначе вы приглушите ее полностью.

Эта техника называется «щипок», потому что струна как бы защипывается между медиатором и большим пальцем. Требуется некоторое время, для того, чтобы ее освоить, так что тренируйтесь и не сдавайтесь! Эта техника дается легче, если медиатор взять таким образом, чтобы только малая его часть выступала между пальцев, таким образом, ваш палец оказывается ближе к струне, и вам легче сделать удар медиатором и касание пальцем одним движением.

Сначала нужно тренировать это движение медленно: сначала ударьте струну, чтобы услышать основной тон, затем приглушите ее касанием большого пальца в нужном месте. После того, как у вас получилось, попробуйте сделать это быстрее, но чтобы касание пальцем шло сразу после удара медиатором. Если вы делаете все правильно, вы не услышите основной тон совсем! Остается только высокий, пронзительный звук флажолета. Именно поэтому искусственные флажолеты называют «щипковыми» или «визгом».

Очень часто такие флажолеты использует в своей игре Billy Gibbons из ZZ Top:

Другая техника правой руки: тэппинговый флажолет

Другая, менее используемая (но тоже классная!) техника правой руки, используемая для игры искусственных флажолетов – тэппинг. Я использую тот же пример: мы прижимаем 3-ю струну на 5-м ладу и хотим сыграть искусственный флажолет. Для того, чтобы сыграть первый флажолет, вместо щипковой техники, мы будем использовать технику тэппинга:

  • Ударьте струну (это просто, да?). Вы слышите основной тон, который мы приглушим в следующем пункте.
  • Передвиньте правую руку на позицию 12 ладов выше от лада, на котором у вас прижата струна. В нашем случае, у нас прижата струна на пятом ладу, поэтому двигаем правую руку на 17 лад. Это узел первого флажолета.
  • Очень быстро стукните по струне в узловой точке, но не прижмите ее к грифу, необходимо быстрое легкое движение для приглушения основного обертона. Прозвучит первый флажолет. Вуаля, вы только что сыграли флажолет тэппингом!

Некоторые советы для освоения техники тэппинга:

  • Движение должно быть очень быстрым, просто касание струны на долю секунды в узле. Касание может быть сильным «шлепком», если он быстрый, короткий и не прижимающий струну к грифу. Практика, практика, практика!
  • Если вы играете медиатором и ваши большой и указательный палец заняты, для тэппинга можно использовать средний палец. Сделайте следующее: Выпрямите свое средний палец, чтобы он был на перпендикуляре к оси грифа. Вот так, вы можете (например) взять простой аккорд ля и сыграть флажолет на второй, третьей и четвертой струнах на 14 ладу одновременно! (см видео ниже).
  • Игра флажолетов тэппингом – это гораздо менее распространенная техника, чем щипковая. Она в основном используется для первого флажолета, как показано у меня в видео.

В качестве примера тепинговых флажолетов посмотрите видео Steve Vai, «Die To Live»:

Еще один прекрасный пример с акустической гитарой - Andy McKee. Он в своей замечательной песне «Drifting» показывает очень оригинальную технику, в том числе тэппинговые флажолеты:

Как найти точное положение узлов?

Ответ на этот вопрос ОЧЕНЬ простой: тренируйтесь, экспериментируйте! Прижмите струну на определенном ладу, а затем пробуйте щипковую технику выше и ниже по струне, чтобы найти положение узла для извлечения флажолета. (На одной струне больше, чем один узел, так что для каждой позиции левой руки вы можете сыграть несколько флажолетов.) После того, как вы нашли узел, запомните его расположение.

Совет для тех, кто не любит слишком напрягать память: попытайтесь запоминать позиции, используя «точки ориентировки» на гитаре. Например, если я прижму струну за пятым ладом своей гитары, узел для третьего флажолета располагается прямо над нижним краем звукоснимателя. Это конечно не подойдет для каждой гитары, но, как я уже сказал, экспериментируйте! Найдите свои точки ориентировки, и смещайтесь относительно них, если вы играете на один-два лада выше или ниже.

Искусственные флажолеты в игре

При игре соло, вы можете использовать щипковые флажолеты для воспроизведения высоких, пронзительных звуков, похожих на то, что делают гитаристы вроде Steve Vai. Эти флажолеты могут звучать просто классно с подтяжкой, или с вибрато, или используя тремоло-систему для изменения тона. Вы можете заставить свою гитару кричать флажолетами!

Заключение

Некоторые гитаристы сильно недооценивают технику игры флажолетами, и в большинстве случаев это случается из-за того, что они просто не понимают что это такое. Если вы послушаете записи Steve Vai, вы заметите, что у него получается достигать очень интересного звучания одними флажолетами! Используйте потенциал своей гитары по максимуму, начинайте изучать игру флажолетами!

Автор: ZeGuitarist
Перевод: gitaristu.ru
Расскажи
друзьям!




Войдите, используя Ваш аккаунт:



Забыли пароль?
Зарегистрироваться

Войти с помощью: